Профессиональные справочные системы для специалистов
26.03.2025
Круглый стол по вопросам снижения выбросов загрязняющих веществ от объектов энергетики

     Специфика электроэнергетической отрасли, перспектив ее развития, а также структура выбросов в городах - участниках Федерального проекта "Чистый воздух" должны быть полнее учтены при доработке нормативной базы, а экологический аспект должен выступать одним из важных критериев при выборе способа энергообеспечения регионов наряду с технологическим и экономическим.

     

     Об этом говорили на совместном круглом столе Комитетов Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и по энергетике, посвященном обсуждению федерального проекта "Чистый воздух". Мероприятие на тему "Совершенствование нормативно-правового регулирования проведения эксперимента по квотированию вредных выбросов в атмосферный воздух" прошло в Красноярске 21 марта 2025 года.

     

     Федеральный проект "Чистый воздух" направлен на поэтапное снижение выбросов опасных загрязняющих веществ в 2 раза в городах-участниках, в числе которых и Красноярск, за счет модернизации промышленных предприятий, экологизации коммунальной и транспортной инфраструктуры. Ключевая задача проекта - к 2026 году снизить объем выбросов загрязняющих веществ на 2 млн тонн. В 2019 году проект стартовал в 12 крупных промышленных центрах, с сентября 2023 года к нему подключились еще 29 новых городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения.

     

     Парламентарии посетили алюминиевый завод АО "Русал-Красноярск", где осмотрели установки очистки газа, которая позволяет практически полностью исключить выбросы фторидов, и завод котельного оборудования "Zota", выпускающий экологичные и энергоэффективные электрические и твердотопливные котлы, в том числе для индивидуальных домов. Также депутаты побывали на ТЭЦ-3 - самой современной электростанции Красноярска, трехступенчатая система сжигания топлива на которой обеспечивает снижение выбросов оксидов азота на 40%, а мощнейший электрофильтр позволяет улавливать 99,7% золы.

     

     Открывая мероприятие, председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, экологии и охране окружающей среды Дмитрий Кобылкин заявил: "На примере Красноярска мы смотрим на реализацию эксперимента по снижению выбросов в атмосферный воздух. Обсудили задачи и планы по достижению квот. Предметно поговорили о том, что получается, а что нет в Красноярске и Норильске - городах, которые участвуют в эксперименте с 2020 года. Тема важная, поэтому приехали очень широким составом. Целью было выработать дальнейший комплекс мер по улучшению ситуации по проекту Чистый воздух в целом".

     

     Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Николай Шульгинов в своем вступительном слове заявил: "Нас как профильный Комитет, в первую очередь, интересуют вопросы снижения выбросов загрязняющих веществ от объектов энергетики, их квотирования, модернизации тепловых электрических станций и наличие соответствующих технологий с учётом НДТ. Необходимо при этом иметь в виду, что при увеличении выработки угольной генерации для ликвидации дефицита мощности в городах-участниках 2 этапа эксперимента возможен рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Есть также вопросы, связанные с переводом потребителей на централизованное теплоснабжение, модернизацией и реконструкцией электросетей при переводе частного сектора на электроотопление. На наш взгляд, специфика электроэнергетической отрасли и перспективы ее развития учитываются недостаточно. Возможно, речь должна идти о корректировке нормативной базы, это вопрос дискуссионный".

     

     Он также обратил внимание участников заседания, что нормативно-правовое регулирование проекта "Чистый воздух" направлено преимущественно на предприятия промышленности и энергетики, так как на них приходится наибольшая доля выбросов в городах "первой очереди". Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в 29 городах "второй очереди" являются домохозяйства с печным отоплением, малоэффективные локальные котельные и автотранспорт.

     

     "Например, в Абакане 51% выбросов приходится на частный сектор, в Черногорске - 77%. Поэтому нам не обойтись без модернизации системы ЖКХ, которая должна включать в себя мероприятия по переводу частного сектора на более экологичные источники теплоснабжения: электроотопление, централизованное теплоснабжение, замену угля на альтернативное топливо или установку современных твердотопливных котлов длительного горения с автоматической подачей топлива, которые мы сегодня видели.

     

     Вопрос выбора при принятии локальных решений стоит анализировать с учетом как возможностей электросетей, перспектив их развития, так и конечной стоимости электроэнергии для потребителя. Тем более что события этой зимы показали, что переход на электроотопление зачастую оказывается не самым оптимальным решением с точки зрения социальных эффектов при введении дифференциации тарифов на электроэнергию для населения, необходимой для борьбы с перекрестным субсидированием", полагает Николай Шульгинов.

     

     Михаил Котюков, Губернатор Красноярского края, отметил важность снижения выбросов в частном секторе: "Вопрос модернизации систем отопления в частном секторе является принципиально важным. Мы перевели в Красноярске на современные способы отопления более 1000 жилых домов. Люди, которые пошли на этот эксперимент, сейчас уже положительно отзываются о первом опыте эксплуатации. Эту программу мы точно будем продолжать. Более того, наши предприятия, которые работают на территории Красноярского края, сегодня осваивают производство твердотопливных котлов - в перспективе мы будем предлагать жителям более доступные решения".

     

     Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что экологический аспект сегодня является одним из важных критериев при выборе способа энергообеспечения регионов. Однако, помимо него, есть еще два не менее важных - технологический и экономический. Все три фактора должны учитываться в равной мере при формировании топливно-энергетического баланса региона. Важный фактор - взаимозаменяемость и взаимодополняемость отдельных энергоносителей и систем энергообеспечения, эффекты от внедрения новых технологий, реализации программ повышения эффективности производственных процессов.

     

     "Основным видом топлива в Красноярском крае является уголь, в структуре потребления топливных ресурсов в регионе он составляет более 65%. И это - экономически и технологически рациональное решение при модернизации угольной генерации, которая идет в регионе и плоды которой мы сегодня видели, и применении современных технологий отопления. Те результаты, которые озвучены сегодня на нашем заседании, свидетельствуют о том, что методики, используемые в программе "Чистый воздух", работают даже без изменения основных источников генерации, например, перехода на природный газ. Полагаю, опыт Красноярска и других городов "первой очереди" проекта "Чистый воздух" должен быть изучен и взят на вооружение другими регионами, решающими сегодня вопрос повышения эффективности энергообеспечения территорий", - считает Павел Завальный.

     

     

     Источник:

     http://komitet-energo.duma.gov.ru/novosti/a13ecfd8-b493-446c-9adc-e808f49521ba