Переход на дифференцированные тарифы позволил сократить объем перекрестного субсидирования в электроэнергетике на 31,7 млрд рублей. Об этом руководитель ФАС России рассказал в ходе практического семинара в сфере тарифного регулирования.
Максим Шаскольский отметил, что на дифференцированные тарифы перешли 76 регионов России, остальные субъекты перейдут на них с 1 января 2026 года. Этот механизм направлен на борьбу с перекрестным субсидированием и уже доказывает свою эффективность - по данным службы, в 2025 году введение дифтарифов позволило сократить его объем на 31,7 млрд рублей.
Кроме того, Правительство РФ приняло меры, направленные на поддержку населения, проживающего в негазифицированных домах в отопительный период. С января 2025 года в отопительный период возможно применение сезонного коэффициента до 1,8 к диапазонам потребления, утвержденным Правительством РФ. В регионах, где принято решение о введении сезонного коэффициента, предельные диапазоны в отопительный период составляют до 7020 кВт·ч в месяц - первый и до 10800 кВт·ч в месяц - второй. Учитывая, что постановление принято недавно, гарантирующие поставщики в марте - апреле сделают перерасчет за январь и февраль 2025 года.
Следующим шагом службы будет утверждение новой методики, определяющей правила настройки диапазонов индивидуально для каждого региона с учетом климатических, географических, социальных и технологических особенностей.
В отрасли ЖКХ до более чем 57 млрд рублей возрос объем дополнительных инвестиций - это стало возможным благодаря принятию разработанного ФАС России постановления Правительства РФ от 10.10.2024 № 1359 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 30 апреля 2014 года № 400". Документ скорректировал подходы к установлению долгосрочных тарифов - теперь они устанавливаются в виде формулы, в которой резервируется инвестиционная составляющая в виде фиксированного значения.
Также в декабре 2024 года принято разработанное ФАС России постановление Правительства РФ от 17.12.2024 № 1810 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ", предусматривающее возможность пересмотра фонда оплаты труда в ЖКХ на 2025 год. Это позволило дополнительно привлечь 23,3 млрд рублей на оплату труда сотрудников ресурсоснабжающих организаций.
ФАС России подготовила ряд предложений по совершенствованию законодательства в сфере обращения с ТКО. Речь идет о введении тарифного регулирования в отношении утилизации ТКО путем производства искусственных грунтов и учете расходов регионального оператора на создание перегрузочных станций, а также использовании в тарифном регулировании сведений из ФГИС "УТКО" (Учета твердых коммунальных отходов), учете "целевой амортизации" и других инициативах.
Служба продолжает работу по цифровизации тарифного регулирования. В текущем году в ФГИС "Тариф" планируется внедрить функционал по подготовке региональными регуляторами экспертных заключений в сфере теплоснабжения и мониторингу исполнения инвестиционных программ.
В завершение выступления Максим Шаскольский отметил роль территориальных органов ФАС России в работе по контролю за обоснованностью тарифов. После получения соответствующих полномочий в 2024 году региональные управления провели 102 внеплановые проверки в сферах теплоснабжения, обращения с ТКО и электроэнергетики, по итогам которых выдано 141 предписание об устранении выявленных нарушений.
Благодаря этому из состава тарифов были исключены экономически необоснованные средства в размере более 3 млрд рублей, а в ряде случаев тарифы значительно снизились - к примеру, в Архангельской области в сфере теплоснабжения снижение составило 34,2%, в Ингушетии - 23%, в Дагестане - 19%. В Камчатском крае тарифы на обращение с ТКО снизились на 29%, в Чукотском АО - на 25%.
В целом в результате работы центрального аппарата и территориальных органов ФАС России исключено более 29 млрд рублей экономически необоснованных средств из тарифов на водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроэнергию, обращение с ТКО.
Источник: