Профессиональные справочные системы для специалистов
13.05.2025
Стандартизованы требования к скобам и кольцам увязочным грузовых вагонов

     Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 71689-2024 "Скобы и кольца увязочные грузовых вагонов. Технические требования", разработанный Всесоюзным научно-исследовательским центром транспортных технологий (ООО "ВНИЦТТ") в рамках Программы национальной стандартизации в части работ ТК 045 "Железнодорожный транспорт", распространяется на стоечные скобы, лесные скобы (скобы лесных стоек) и увязочные скобы, а также увязочные кольца, предназначенные для оборудования вагонов-платформ и полувагонов с целью увязки и крепления грузов, а также на устройства для закрепления грузов внутри крытых вагонов. Настоящий стандарт устанавливает конструктивные требования к указанным элементам, а также требования к материалам, покрытиям, комплектности, маркировке, транспортированию и хранению.
     
     ГОСТ Р 71689-2024 создает единый нормативно-технический подход для производства скоб и колец увязочных путем унификации технических требований к ним.

     Стандарт предписывает, чтобы скобы и кольца, а также устройства для закрепления грузов внутри крытого вагона соответствовали требованиям по прочности, установленным в ГОСТ 33211-2014.

     ГОСТ Р 71689-2024 вводит конструктивные требования к штампованным скобам и кольцам, таких как отклонение поверхностей, допуски параллельности, плоскостности, штамповочные уклоны, смещение по поверхности разъема, выступ после среза заусенцев, наличие естественного скалывания металла и утяжки кромок, утонение в местах гиба и т.д.

     Конструктивные требования стандарта к литым скобам и кольцам включают в себя наличие термообработки отливок, неуказанные предельные отклонения размеров, точность отливки, группа отливки, формовочные литейные уклоны, отклонения поверхностей, высота рифов и т.д.

     При этом дефекты с размерами, превышающими указанные в ГОСТ Р 71689-2024, должны быть вырублены до чистого металла и заварены с последующей зачисткой. При массе наплавленного металла, превышающей 1,5% массы детали, обязательна последующая термообработка.

     Устройства для закрепления грузов внутри крытого вагона стандарт позволяет выполнять в виде:

     а) скобы, кольца или стержневого элемента, жестко или шарнирно закрепленного на несущем элементе кузова и/или рамы;

     б) отверстия или проема, выполненного в элементе конструкции крытого вагона.

     ГОСТ Р 71689-2024 регламентирует требования к материалам, из которых изготавливаются скобы, кольца и устройств для закрепления грузов внутри крытого вагона. Также стандарт устанавливает требования к комплектности, маркировке, транспортированию и хранению.

     В качестве справочного приложения в стандарте приведены примеры схем расположения скоб и колец.

     В ГОСТ Р 71689-2024 установлены определения новых терминов:

     турникетная опора - опорно-крепежное устройство, обеспечивающее закрепление груза на вагоне-платформе и компенсацию всех видов усилий, действующих на груз в процессе перевозки;

     утяжка - дефект профиля поверхности среза детали, возникающий при вырезке по контуру и/или пробивке отверстий, в виде изменения формы сечения в месте входа инструмента.

     Стандарт разрабатывался с июня 2022 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило более восьмидесяти замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: АО "НВЦ "Вагоны", АО "ЗМК", ООО "УКБВ", ООО "УК РМ Рейл", АО "УВЗ", а также от других организаций-членов ОПЖТ и ТК 045.

     В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 ноября 2024 г. № 1601-ст национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 71689-2024 введен в действие с 1 января 2025 г.
     

     По материалам:
     https://opzt.ru/news/standartizovany-trebovanija-k-skobam-i-kolcam-uvjazochnym-gruzovyh-vagonov/