Межгосударственный стандарт, разработанный АО "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ"), в рамках программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045/МТК 524 "Железнодорожный транспорт", распространяется на средства технического диагностирования и мониторинга объектов электроснабжения высокоскоростных железнодорожных линий и устанавливает общие технические требования к ним.
К средствам технического диагностирования и мониторинга объектов электроснабжения высокоскоростных железнодорожных линий относятся следующие элементы системы диагностики и мониторинга:
первичные преобразователи и датчики, предназначенные для преобразования контролируемой величины в электрический сигнал;
измерительные преобразователи, служащие для преобразования измеряемой величины в другую величину или измерительный сигнал с нормированными метрологическими характеристиками;
контроллеры, предназначенные для сбора, обработки данных от первичных преобразователей (датчиков) и обмена информацией с концентратором;
концентраторы, предназначенные для обмена данными с контроллерами, встроенными средствами контроля устройств электроснабжения и другими концентраторами, логической обработки, хранения данных и передачи информации.
Стандарт не распространяется на:
средства телемеханизации для систем электроснабжения железных дорог, требования к которым установлены ГОСТ 33974-2016 "Средства телемеханизации для систем электроснабжения железных дорог. Общие технические условия";
технические средства обеспечения инженерно-технической и антитеррористической укрепленности объектов электроснабжения высокоскоростных железнодорожных линий;
применяемые на объектах электроснабжения высокоскоростных железнодорожных линий средства видеонаблюдения.
Обоснование целесообразности разработки ГОСТ 34832-2022 заключалась в том, что до момента разработки межгосударственного стандарта общие технические требования на средства технического диагностирования и мониторинга объектов электроснабжения высокоскоростных железнодорожных линий отсутствовали.
Владельцы железнодорожных инфраструктур стран Содружества устанавливали требования к средствам технического диагностирования и мониторинга объектов электроснабжения высокоскоростных железнодорожных линий самостоятельно, что препятствовало достижению интероперабельности в межгосударственном железнодорожном сообщении.
Основным эффектом от применения стандарта является сокращение затрат владельцев железнодорожных инфраструктур стран Содружества на проведение опытно-конструкторских работ по созданию средств технического диагностирования и мониторинга объектов электроснабжения высокоскоростных железнодорожных линий, а также на их приобретение и содержание.
ГОСТ 34832-2022 разрабатывался с января 2020 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило более ста замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО "РЖД" (его структурных подразделений и филиалов), ООО "НИИЭФА-ЭНЕРГО", АО "Скоростные магистрали", а также от других организаций - членов ОПЖТ и ТК 045.
Протоколом от 31 марта 2022 г. N 149-П стандарт принят по результатам голосования в АИС МГС. За его принятие проголосовали: Армения, Беларусь, Киргизия, Россия и Узбекистан.
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 мая 2022 г. N 415-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34832-2022 вводится в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2023 г.
По материалам:
https://opzt.ru/news/