Профессиональные справочные системы для специалистов
23.03.2023
Вводится в действие ГОСТ 34939-2023 "Локомотивы. Требования к прочности и динамическим качествам"

     Межгосударственный стандарт, разработанный АО "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (АО "ВНИКТИ"), в рамках исполнения Перечня работ по стандартизации ОПЖТ и программ национальной и межгосударственной стандартизации в части работ ТК 045/МТК 524 "Железнодорожный транспорт", распространяется на локомотивы колеи 1520 мм, предназначенные для эксплуатации на железных дорогах со скоростями движения до 200 км/ч (включительно).
     
     С введением в действие ГОСТ 34939-2023 отменяется действующий в настоящее время ГОСТ Р 55513-2013.
     
     Обоснование целесообразности разработки стандарта заключалось в необходимости:
     
     - расширения требований показателей плавности хода;
     
     - введения дополнительных требований к прочности кузова (главной рамы);
     
     - уточнения требований к коэффициентам запаса сопротивления усталости в зависимости от интенсивности эксплуатации локомотива;
     
     - уточнения величины продольной силы в зависимости от массы локомотива;
     
     - дополнения требований к продольному ускорению при испытаниях на соударения;
     
     - расширения номенклатуры съемного оборудования, расположенного на кузове (главной раме);
     
     - корректировки определения степени наклона левой ветви кривой малоцикловой усталости;
     
     - корректировки пояснения к уравнению кривой малоцикловой усталости;
     
     - расширения номенклатуры факторов, определяющих порядок расчета долговечности несущих элементов металлоконструкций локомотивов.
     
     Цель разработки ГОСТ 34939-2023 также заключалась в содействии соблюдению обязательных требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 001/2011 "О безопасности железнодорожного подвижного состава" в части обеспечения безопасности, исключения недопустимого риска причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу и окружающей среде.
     
     Новый стандарт устанавливает требования к динамическим качествам, прочности, жесткости и ресурсу локомотива, расчет показателей динамики и прочности, содержит общие требования к испытаниям, а также виды проводимых испытаний, включает информацию об оценке прочности, а также требования к прочности и динамическим качествам узлов экипажной части и применениям материалов.
     
     В документе установлены следующие термины и их определения: локомотив, несущие конструкции, несущий элемент, эксплуатационные нагрузки, экипажная часть локомотива, базовая часть, мягкое нагружение, жесткое нагружение, рамная сила, максимальная статическая (осевая) нагрузка (на узел первой/второй ступени рессорного подвешивания), непогашенное ускорение, надрессорное строение, галопирование, подпрыгивание, боковая качка, виляние, относ, макротрещина, квазистатическое разрушение, малоцикловая усталость, эквивалентная динамическая радиальная нагрузка.
     

     ГОСТ 34939-2023 разрабатывался с февраля 2021 года. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и неоднократного рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило более двухсот пятидесяти замечаний и предложений, в том числе от следующих организаций: ОАО "РЖД" (его структурных подразделений и филиалов), АО "Трансмашхолдинг", АО НО "ТИВ", ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора, АО "УК "БМЗ", АО "ВНИИЖТ", ГО "Белорусская железная дорога", а также от других организаций - членов ОПЖТ и ТК 045.
     
     Протоколом от 20 января 2023 г. N 158-П стандарт принят по результатам голосования в АИС МГС. За его принятие проголосовали: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Узбекистан.
     
     В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 февраля 2023 г. N 92-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34939-2023 вводится в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 августа 2024 г., с правом досрочного применения.
     
     
     По материалам:
     https://opzt.ru/news/